КОРРУПЦИЯ

Уполномоченный по этике График приема уполномоченным по этике

 
ФИО Должность День недели Время Контактные данные
Кожахметов Джамбул Тагабаевич Руководитель отдела правовой и административной работы, Инспекции транспортного контроля по Алматинской области Второй понедельник каждого месяца с 15.00 до 18.30 час. Адрес: г.Талдыкорган, ул.Шевченоко 131, каб.№213
тел. 8/7282/
24-24-98, 24-55-

Настоящая памятка разработана в целях разъяснения сотрудникам Инспекции транспортного контроля по Алматинской области понятия коррупции, порядка действий на случай проявления фактов коррупции, ответственности за совершение коррупционных правонарушений и пособничество коррупционным деяниям.

Памятка предназначена, в первую очередь, для всех, кто:

o считает взятку постыдным и позорным преступлением;

o не хочет стать пособником жуликов и проходимцев;

o готов поступиться своими сиюминутными интересами ради того, чтобы не плодилось черное племя взяточников;

o хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и коррупционеров.

Согласно статье 22 Закона «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в пределах своей компетенции обязаны вести все без исключения государственные органы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица.

Указом Президента от 22 апреля 2009 года № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан», на руководителей государственных учреждений возложена непосредственная обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности.

Официальное разъяснение коррупции, согласно Закону «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года излагается следующим образом:

Коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ.

Коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность.

Если Вам предлагают взятку или у Вас вымогают взятку!

Взяточничество является наиболее характерным, опасным и распространенным проявлением коррупции.

Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает три вида преступлений, связанных с взятками:

– получение взятки (ст. 366);

– дача взятки (ст. 367);

– посредничество во взяточничестве (ст. 368).

Если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Возможно и посредничество во взятке.

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом лично или через посредника материальных ценностей, имущественных преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Посредничество во взяточничестве – способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Замаскированная (завуалированная) форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение

гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

В качестве самостоятельных признаков получения взятки законодатель включил общее покровительство или попустительство.

Покровительство и попустительство несовместимы с общедоступностью государственной службы, т.е. равным правом граждан на доступ к государственной службе и продвижение по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

К общему покровительству могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Получение взятки за покровительство или попустительство будет иметь место при следующих условиях:

1) у взяткополучателя должна сохраняться возможность совершения или несовершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

2) эта возможность должна вытекать из отношений подконтрольности или подчиненности между этими лицами;

3) оба лица должны осознавать смысл передаваемого вознаграждения (вознаграждение передается в качестве взятки за соответствующее поведение должностного лица).

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

Взяткополучателем может быть признано лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, или лицо, занимающее ответственную государственную должность, либо должностное лицо, а равно должностное лицо иностранного государства или международной организации (далее – должностное лицо).

Лицо, занимающее ответственную государственную должность, – лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией РК, конституционными и иными законами РК для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в т.ч. депутат Парламента РК, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству РК о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А».

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ

Получение взятки (ст. 366):

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство – наказывается штрафом в размере 50-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 5 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То же деяние, совершенное в значительном размере, а равно получение взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается штрафом в размере 60-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Значительным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от 50 до 3000 МРП.

Эти же деяния, если они совершены путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере или неоднократно, – наказываются штрафом в размере 70-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера свыше 3000 до 10 000 МРП.

Если деяния совершены преступной группой, а равно в особо крупном размере, – наказываются штрафом в размере 80-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 10 до 15 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Особо крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера свыше 10 000 МРП.

Не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке получение впервые должностным лицом имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала 2 МРП.

Дача взятки (ст. 367):

Дача взятки должностному лицу лично или через посредника – наказывается штрафом в размере 20-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 3 лет, с конфискацией имущества или без таковой,

с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То же деяние, совершенное в значительном размере, – наказывается штрафом в размере 30-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 5 лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере или неоднократно, – наказываются штрафом в размере 40-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Указанные деяния, совершенные в особо крупном размере или преступной группой, – наказываются штрафом в размере 50-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 10 до 15 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Не влечет уголовной ответственности передача впервые должностному лицу за ранее совершенные им законные действия (бездействие) подарка в сумме или стоимостью, не превышающей 2 МРП, если совершенные этим лицом действия (бездействие) не были обусловлены предварительной договоренностью.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, или если это лицо добровольно сообщило правоохранительному или специальному органу о даче взятки.

Посредничество во взяточничестве (ст.368):

Посредничество во взяточничестве – наказывается штрафом в размере 10-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 2 лет, с конфискацией имущества или без таковой, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То же деяние, совершенное неоднократно либо преступной группой или лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере 20-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до 6 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Республики Казахстан как преступление и наказывается ограничением свободы на срок от 3 до 7 лет либо лишением свободы на тот же срок (ст. 419).

Взятка может быть предложена как напрямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите……»), так и косвенным образом.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ:

1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.

2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).

3. Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.

4. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.

5. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

– вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;

– внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма подкупа, последовательность решения вопросов);

– постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

– не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

– при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАНИЯ ВЗЯТКИ?

1. Уведомив руководству Инспекции транспортного контроля по Алматинской области необходимо сообщить о данном факте в территориальный орган Национальное бюро по противодействию коррупции Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции (антикоррупционная служба).

2. В случаях предложения или вымогательства взятки со стороны представителей местных органов власти (аппарата акима), сотрудников правоохранительных и специальных органов и иных государственных учреждений, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

3. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки или ее вымогательстве.

4. Написать заявление о факте предложения Вам взятки или ее вымогательстве, в котором точно указать:

кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку или вымогает ее;

какова сумма и характер предлагаемой или вымогаемой взятки;

за какие конкретно действия (или бездействие) Вам предлагают взятку или вымогают ее;

в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;

в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа;

направить в установленном порядке.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В территориальным органе антикоррупционной службы, прокуратуры, Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его

подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям законодательства Республики Казахстан.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

Вы можете также проконсультироваться, либо сообщить об имеющихся фактах нарушений законодательства в других учреждениях, сообщить о фактах нарушения социальных, трудовых, жилищных и других прав государственных служащих и членов их семей.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях, а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в вышестоящий орган, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ:

8(7172)- 98-31-51 Министерства по инвестициям и развитию РК.

Уполномоченный по этике Министерства по инвестициям и развитию РК: Муканов Азамат Ибрагимович, г. Астана, проспект Кабанбай батыра, 32/1, кабинет 2704, раб. тел.: 8-7172-983-050, e-mail: a.mukanov@mid.gov.kz

Уполномоченный по этике Инспекции транспортного контроля по Алматиснкой области Тохтахунов Азамат Ыкласович, г.Талдыкорган, ул.Шевченко, 131, раб. тел.: 8-7282-21-07-35, сотовый 8-747-358-38-38.

В Национальном бюро по противодействию коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции функционирует Саll-центр 1424, основной задачей которого является бесплатная консультационная поддержка граждан по вопросам противодействия коррупции и прием телефонных сообщении о коррупционных правонарушениях.

КАКИЕ ЕЩЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ КОРРУПЦИОННЫМИ?

Кроме взяточничества, коррупционными преступлениями являются следующие деяния:

Присвоение или растрата, т.е. хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное должностным лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения (п.2 ч.3 ст.189), – наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Мошенничество, т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное должностным лицом, если оно сопряжено с использованием им своего служебного положения (п.2 ч.3 ст.190), – наказывается лишением свободы на тот от 3 до 7 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Лжепредпринимательство, т.е. создание субъекта частного предпринимательства либо приобретение акций (долей участия, паев) других юридических лиц, предоставляющее право определять их решения, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в целях незаконного получения кредитов или освобождения от налогов, или сокрытия запрещенной деятельности, или извлечения иной имущественной выгоды, или в целях содействия совершению таких действий, а равно руководство им, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству, совершенные должностным лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения (п.3 ч.2 ст.215), – наказываются штрафом в размере от 3 000 до 7 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от 3 до 7 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Совершение должностным лицом действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству, если оно сопряжено с использованием им своего служебного положения (п.4 ч.2 ст.216), – наказывается штрафом в размере от 3 000 до 7 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от 3 до 7 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Создание финансовой (инвестиционной) пирамиды, т.е. организация деятельности по извлечению дохода (имущественной выгоды) от привлечения денег или иного имущества либо права на него физических и (или)

юридических лиц без использования привлеченных средств на предпринимательскую деятельность, обеспечивающую принятые обязательства, путем перераспределения данных активов и обогащения одних участников за счет взносов других, а равно руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой или ее структурным подразделением должностным лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения (п.3 ч.3 ст.217), – наказываются лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Лицо, кроме организатора финансовой (инвестиционной) пирамиды, добровольно заявившее о пособничестве созданию финансовой (инвестиционной) пирамиды или руководстве ею или ее структурным подразделением, а также активно способствовавшее раскрытию или пресечению ее деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления.

Вовлечение в законный оборот денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем, посредством совершения сделок в виде конверсии или перевода имущества, представляющего доходы от уголовных и (или) административных правонарушений, сокрытие или утаивание его подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет доходы от уголовных и (или) административных правонарушений, а равно владение и использование этого имущества или посредничество в легализации денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем, если эти деяния совершены в значительном размере должностным лицом, с использованием им своего служебного положения (п.1 ч.3 ст.218) , – наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Экономическая контрабанда, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза товаров или иных предметов, в т.ч. запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в статье 286 УК, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, совершенные должностным лицом, с использованием им своего служебного положения (п.1 ч.3 ст.234), – наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Рейдерство, т.е. незаконное приобретение права собственности на долю участия в юридическом лице, а равно имущества и ценных бумаг юридического лица или установление контроля над юридич

умышленного искажения результатов голосования либо воспрепятствования свободной реализации права при принятии решения высшим органом путем внесения в протоколы собрания, заседания, в выписки из них заведомо недостоверных сведений о количестве голосовавших, кворуме или результатах голосования либо составления заведомо недостоверного подсчета голосов или учета бюллетеней для голосования, блокирования или ограничения фактического доступа акционера, участника, члена органа управления или члена исполнительного органа к голосованию, несообщения сведений о проведении собрания, заседания либо сообщения недостоверных сведений о времени и месте проведения собрания, заседания, голосования от имени акционера, участника или члена органа управления по заведомо подложной доверенности, путем нарушения, ограничения или ущемления права преимущественной покупки ценных бумаг, а равно умышленное создание препятствий при реализации права преимущественной покупки ценных бумаг либо иные незаконные способы, повлекшие причинение существенного вреда правам или охраняемым законом интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, совершенные должностным лицом, с использованием им своего служебного положения (п.2 ч.3 ст.249), – наказываются лишением свободы на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Организация незаконного игорного бизнеса, т.е. незаконное открытие либо содержание игорного заведения или незаконная организация деятельности в сфере игорного бизнеса, а равно предоставление помещений для незаконного игорного бизнеса либо организация и проведение азартных игр вне мест, установленных законодательством РК об игорном бизнесе, либо осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без лицензии, совершенные должностным лицом лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой деятельности льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме (п.3 ч.3 ст.307), – наказываются лишением свободы на срок от 4 до 7 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.364), т.е. учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если это деяние связано с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, – наказывается штрафом в размере до 2 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, – наказывается штрафом в размере до 4 000

МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.365), т.е. ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации вне зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, – наказываются штрафом в размере до 2 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Те же деяния, совершенные должностным лицом, или группой лиц по предварительному сговору, или в крупном размере, – наказываются штрафом в размере до 5 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Те же деяния, совершенные лицом, занимающим ответственную государственную должность, или в особо крупном размере, или преступной группой либо в интересах преступной группы, – наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 7 лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Служебный подлог (ст.369), т.е. внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений либо внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, либо выдача заведомо ложных или поддельных документов, если эти деяния совершены в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, – наказывается штрафом в размере до 3 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией

имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То же деяние, если оно совершено лицом, занимающим ответственную государственную должность, – наказывается ограничением свободы от 3 до 6 лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Бездействие по службе (ст.370), т.е. неисполнение должностным лицом своих служебных обязанностей в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до 3 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, – наказывается штрафом в размере до 5 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебным положением вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст.450), – наказывается штрафом в размере до 4 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от 4 до 7 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Превышение власти или служебных полномочий, т.е. совершение начальником или должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных

интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, повлекшее тяжкие последствия либо совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям (п. 2 ч.2 ст.451), – наказывается лишением свободы на срок от 5 до 7 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Бездействие власти, т.е. неисполнение начальником или должностным лицом своих служебных обязанностей в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст.452), – наказывается штрафом в размере до 3 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

КАКИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ КОРРУПЦИОННЫМИ?

Кодекс РК об административных правонарушений к административным коррупционным правонарушениям отнес следующие деяния.

Предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ст.676), – влечет штраф в размере 200 МРП.

Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ст.677), – влечет штраф в размере 600 МРП.

Предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ст.678), – влечет штраф в размере 750 МРП.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере 1500 МРП.

Занятие государственными органами, органами местного самоуправления предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законодательством функций либо принятие материальных благ и преимуществ, помимо установленных источников финансирования (ст.679), – влечет штраф на руководителей этих организаций в размере 600 МРП.

Непринятие руководителями либо ответственными секретарями или иными должностными лицами, определяемыми Президентом РК, государственных органов, Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований РК в пределах своих полномочий мер в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, либо принятие указанных мер с нарушением законодательства РК по противодействию коррупции, либо непредоставление соответствующей информации в органы государственных доходов по месту жительства виновных лиц (ст.680) – влечет штраф в размере 100 МРП.

Принятие руководителем государственных органов, учреждений и предприятий либо руководителем национальных компаний, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных институтов развития, а также их дочерних организаций на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление (ст.681), – влечет штраф в размере 100 МРП.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ – ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО!

В целях предупреждения коррупции, представление в орган государственных доходов декларации о доходах и имуществе является установленной мерой финансового контроля, предусмотренной статьей 11 Закона «О противодействии коррупции».

Указанные требования распространяются не только на граждан, выполняющих государственную или приравненную к ним функции, но также на их супругов.

Контроль за исполнением требований названного Закона возлагается на соответствующих руководителей государственных органов.

Непредставление декларации о доходах и имуществе или представление неполных, недостоверных сведений в такой декларации, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

Так, в соответствии со статьей 274 Кодекса РК об административных правонарушениях, умышленное непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений о доходах и имуществе, являющихся объектом налогообложения, лицом, занимающим государственную должность, лицом, уволенным с государственной службы по отрицательным мотивам, а равно супругом (супругой) указанных лиц

в сроки, установленные законодательством РК, – влечет штраф в размере 50 МРП.

То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф в размере 200 МРП.

На основании вышеизложенного напоминаем государственным служащим и их супругам о своевременном представлении в уполномоченный орган, то есть до 31 марта ежегодно, декларации о доходах и имуществе за прошедший год.

С 1 января 2020 года декларация о доходах и имуществе представляется:

в случае представления на бумажном носителе – не позднее 15 июля года, следующего за отчетным календарным годом;

в случае представления в электронном виде – не позднее 15 сентября года, следующего за отчетным календарным годом.

КАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕСОВМЕСТИМА С ВЫПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ?

В соответствии со статьей 13 Закона «О противодействии коррупции», должностным и иным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается:

1) самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в их должностные обязанности в соответствии с законами РК, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения имущественных или иных благ;

2) заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением приобретения и (или) реализации паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих организаций (простые акции в объеме, не превышающем 5% от общего количества голосующих акций организаций) на организованном рынке ценных бумаг;

3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Нарушение данного запрета влечет увольнение или иное освобождение от выполнения соответствующих функций в установленном законом порядке.

Разрешается сдавать в имущественный наем (аренду) жилище, принадлежащее им на праве собственности, и получать доход от такой сдачи.

В течение 30 календарных дней со дня вступления в должность необходимо передать в доверительное управление на время выполнения государственных функций принадлежащее имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, облигаций, паев открытых

и интервальных паевых инвестиционных фондов, законно принадлежащих этим лицам, а также имущества, переданного в имущественный наем.

Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению.

Неисполнение указанного обязательства является основанием для прекращения государственной службы.

В случае приобретения акции необходимо передать их в доверительное управление в течение 30 календарных дней со дня приобретения в порядке, установленном законами РК, и представить в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту службы копию нотариально удостоверенного договора на доверительное имуществом в течение 10 рабочих дней после нотариального удостоверения договора.

КАКИЕ ЕЩЕ ИМЕЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ?

В соответствии со статьей 14 Закона «О противодействии коррупции», лица, занимающие ответственную государственную должность, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним, должностные лица не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушкой, бабушкой, внуками) и (или) супругом (супругой), а также свойственниками (братьями, сестрами, родителями и детьми супруга (супруги).

Законом предоставляется возможность добровольного устранения нарушений в течение 3 месяцев с момента обнаружения.

В случае, если лица добровольно в течение 3 месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, они подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из них подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.

Запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий.

Указанные лица должны принимать меры по предотвращению и разрешению конфликта интересов.

Они обязаны в письменной форме уведомить непосредственного руководителя либо руководство организации, в котором они работают, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.

Непосредственный руководитель либо руководство организации по обращениям лиц или при получении информации из других источников обязаны своевременно принимать следующие меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:

1) отстранить лиц от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;

2) изменить должностные обязанности;

3) принять иные меры по устранению конфликта интересов.

Государственный служащий, его непосредственный руководитель и руководство государственного органа несут дисциплинарную ответственность за непринятие мер по предотвращению и урегулированию известных им случаев конфликта интересов.

Запрещается использовать служебную и иную информацию, не подлежащую официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ.

Так, согласно части 6 статьи 504 Кодекса РК об административных правонарушениях, нарушение установленных требований по работе со служебной информацией ограниченного распространения лицами, допущенными к ней в связи с профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее разглашение или утрату этих сведений, влечет штраф в размере 15 МРП.

Установлены ограничения по принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством РК, несоблюдение которых в случаях отсутствия признаков уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения является основанием для прекращения лицами государственной службы или иной соответствующей деятельности.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К ДИСЦИПЛИНАРНЫМ ПРОСТУПКАМ, ДИСКРЕДИТИРУЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ, И КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ?

В соответствии со статьей 50 Закона «О государственной службе», дисциплинарными проступками, дискредитирующими государственную службу, признаются следующие деяния государственных служащих:

1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

2) использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников;

3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе;

4) оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений;

5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

6) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, либо ее задержка, передача недостоверной или неполной информации;

8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

9) передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов;

10) дарение подарков и оказание неслужебных услуг официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;

11) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

12) грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов предпринимательства, установленных в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 7) статьи 151, подпунктах 2), 6) и 8) пункта 2 статьи 156 Предпринимательского кодекса;

13) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;

14) передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

15) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами;

16) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и иных форм от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством.

Деньги, поступившие на счет государственного служащего без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий орган государственных доходов об обстоятельствах поступления таких средств;

17) принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций от государственных служащих и иных лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.

Подарки, поступившие без ведома государственного служащего, а также полученные им в связи с исполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные государственному служащему при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денег в республиканский бюджет.

Государственный служащий, к которому поступили подарки, вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности. Вырученные от продажи подарков деньги специальный государственный фонд перечисляет в республиканский бюджет;

18) принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок:

по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;

по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

осуществляемых в соответствии с международными договорами РК или на взаимной договоренности между государственными органами РК и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в т.ч. поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций;

19) использование не предусмотренных законодательством преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

Члены семьи государственного служащего не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и РК, с которыми указанное лицо связано по службе. Государственный служащий обязан в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет.

Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в подпунктах 1), 6), 7), 8), 10), 11), 12) и 15) пункта 1 настоящей статьи, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет понижение в государственной должности, а в случае отсутствия вакантной нижестоящей государственной должности – наложение в у

дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Повторное совершение любого из указанных дисциплинарных проступков в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок влечет увольнение с занимаемой государственной должности.

Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в подпунктах 2), 3), 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии либо увольнение.

Повторное совершение любого из указанных дисциплинарных проступков в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первый дисциплинарный проступок влечет увольнение с занимаемой государственной должности.

Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в пунктах 9), 13), 14), 16), 17), 18) и 19) пункта 1 и пункта 2 настоящей статьи, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет увольнение с занимаемой государственной должности.

СОБЛЮДЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ – ПРИОРИТЕТНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих.

Общество рассчитывает, что государственные служащие будут вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую ими профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине – Республике Казахстан.

Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены политике Первого Президента РК – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева и последовательно проводить ее в жизнь.

Государственные служащие должны:

1) способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;

2) быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность;

3) обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений;

4) обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

5) противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов;

6) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;

7) своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;

8) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;

9) не распространять сведения, не соответствующие действительности;

10) обеспечивать сохранность государственной собственности, рационально, эффективно и только в служебных целях использовать вверенную государственную собственность, включая автотранспортные средства;

11) неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно использовать рабочее время;

12) на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг;

13) не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность.

14) соблюдать деловой этикет и правила официального поведения.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.

Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.

Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.

Если государственный служащий располагает информацией о коррупционном правонарушении, он должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения, в т.ч. незамедлительно в письменной форме информировать вышестоящего руководителя, руководство государственного органа, в котором он работает, уполномоченные государственные органы. Государственный служащий также

обязан незамедлительно в письменной форме информировать указанные лица и органы о случаях склонения его другими лицами к совершению коррупционных правонарушений.

Руководство государственного органа обязано в месячный срок со дня получения информации принять меры по заявлениям государственного служащего о коррупционных правонарушениях, случаях склонения его к совершению данных нарушений, в том числе путем организации проверок и направления обращений в уполномоченные органы.

Руководство государственного органа обязано принять меры по защите государственного служащего, сообщившего о случаях коррупционных правонарушений, склонения его к совершению данных нарушений, от преследования, ущемляющего его права, свободы и законные интересы.

Государственные служащие во внеслужебное время должны:

1) придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;

2) проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг;

3) не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.

Государственные служащие в служебных отношениях с коллегами должны:

1) способствовать установлению и укреплению в коллективе деловых и доброжелательных взаимоотношений и конструктивного сотрудничества;

2) пресекать либо принимать иные меры по недопущению нарушений норм служебной этики со стороны других государственных служащих;

3) воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство в коллективе;

4) не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению коллегами их должностных обязанностей.

Руководители в отношениях с подчиненными служащими должны:

1) своим поведением служить примером беспристрастности, справедливости, бескорыстия, уважительного отношения к чести и достоинству личности;

2) обеспечивать соблюдение принципов меритократии, при решении кадровых вопросов не оказывать предпочтения по признакам родства, землячества и личной преданности;

3) проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также применении мер поощрения и взысканий;

4) принимать меры, направленные на охрану труда, здоровья, создание безопасных и необходимых условий для эффективной деятельности, а также создание благоприятной морально-психологической атмосферы, исключающей

любые формы дискриминации и посягательств на честь и достоинство служащих;

5) не использовать служебное положение для оказания влияния на их деятельность при решении вопросов неслужебного характера;

6) не принуждать к совершению противоправных поступков, а также поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами;

7) не допускать по отношению к ним необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения.

Государственные служащие, занимающие нижестоящие должности, должны:

1) при выполнении поручений руководителей представлять только объективные и достоверные сведения;

2) незамедлительно доводить до сведения руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушений норм служебной этики и дисциплинарных проступках, дискредитирующих государственную службу;

3) не допускать действий (бездействия), препятствующих выполнению правомерных поручений руководителя;

4) не допускать в отношении руководства проявлений личной преданности, стремления к получению выгод и преимуществ за счет их должностных возможностей.

Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа.

Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы.

Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно:

1) не соответствует основным направлениям политики государства;

2) раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;

3) содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих.

Не допускаются публикации государственными служащими от имени государственного органа по вопросам, не связанным с проведением государственной политики, деятельностью государственного органа и государственных служащих. Публикация материалов по педагогической, научной и иной творческой деятельности может осуществляться государственным служащим только от собственного имени как частного лица.

При предъявлении к государственному служащему необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях он должен в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения принять меры по его опровержению.

ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ…

Правительство Республики Казахстан утвердило Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции (Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1131).

Для лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения.

Поощрение в виде денежного вознаграждения устанавливается в следующих размерах:

1) по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 МРП;

2) по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;

3) по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;

4) по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;

5) по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП. В случаях, предусмотренных пунктом 9 Правил, могут устанавливаться поощрения в виде награждения грамотой или объявления благодарности.

Финансирование поощрений производится за счет средств республиканского бюджета.

Содействие в противодействии коррупции включает следующее:

1) сообщение о факте совершения коррупционного правонарушения;

2) представление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение;

3) иное содействие, имевшее впоследствии значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения.

Поощрение осуществляется в случае, если информация, представленная лицом, соответствует действительности и в отношении виновного лица:

1) вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания;

2) вступил в законную силу обвинительный приговор;

3) вынесено постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Материалы на поощрение формируются и направляются в антикоррупционную службу органами и другими субъектами противодействия коррупции, указанными в статье 19 и пункте 2 статьи 22 Закона «О противодействии коррупции», в течение 15 рабочих дней со дня возникновения права на поощрение, и включают в себя:

1) ходатайство органа, осуществляющего противодействие коррупции;

2) копию заявления, зарегистрированного в книге учета информации, едином реестре досудебных расследований, а также информации об обращении лица по факту коррупционного правонарушения или иных документов, подтверждающих оказание лицом содействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционного правонарушения;

3) копию протокола о совершении административного правонарушения или постановления о возбуждении дел об административном правонарушении;

4) копию постановления суда о наложении административного взыскания, вступившего в законную силу;

5) копию протокола упрощенного досудебного производства, обвинительного приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

6) копию документа, удостоверяющего личность, и банковские реквизиты лицевого или иного счета лица для выплаты единовременного денежного вознаграждения.

Руководитель антикоррупционной службы в течение 5 рабочих дней после поступления указанных материалов издает приказ о поощрении, являющийся основанием для выплаты лицу единовременного денежного вознаграждения.

Выплата единовременного денежного вознаграждения производится в течение 15 рабочих дней со дня издания приказа о поощрении путем перевода на лицевой либо иной счет лица.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НПА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Анализ действующей политики государственного регулирования противодействия коррупции показывает, что в настоящее время в Республике Казахстан в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, которые представлены следующими актами: Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 года; Кодекс РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года; Закон РК от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции»; Закон РК от 23 ноября 2015 года «О государственной службе»; Закон РК от 4 мая 2008 года «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»; Указ Президента РК от 20 апреля 2000 года № 377 «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией»; Указ Президента РК от 2 апреля 2002 года № 839 «Об образовании Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией»; Указ Президента РК 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц»;

Указ Президента РК от 22 апреля 2009 года № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан»; Указ Президента РК от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»;

Указ Президента РК от 26 декабря 2014 года № 986 «Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы»;

Указ Президента РК от 29 декабря 2015 года № 153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан»;

Указ Президента РК от 29 декабря 2015 года № 154 «Об утверждении Правил подготовки, внесения Национального доклада о противодействии коррупции Президенту Республики Казахстан и его опубликования»;

Указ Президента РК от 29 декабря 2015 года № 155 «Об утверждении Правил проведения внешнего анализа коррупционных рисков»;

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1131 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции»;

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 234 «Об утверждении Плана мероприятий на 2015 – 2017 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 – 2025 годы и противодействию теневой экономике»;

Приказ Министра по делам государственной службы РК от 29 декабря 2015 года № 16 «Об утверждении Правил проведения антикоррупционного мониторинга»;

Приказ Министра по делам государственной службы РК от 29 декабря 2015 года № 18 «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков».

Инспекция транспортного контроля по Алматиснкой области

Отдел правовой и административной работы

Этика и нормы поведения государственного служащего.

этика-кз-1